Икона Божьей Матери Остробрамская изображает Богородицу с нимбом, который имеет острые края. Именно за это икона и получила свое название. Написана она была во второй половине 16 века, а ее автор — неизвестный итальянский художник. Иконописец изобразил Богородицу на двух дубовых досках, толщина которых составляет 2 сантиметра. Техника написания – темпера. Доски, размером 165 на 200 сантиметров, покрыты грунтовым слоем. Это одно из редчайших изображений Пресвятой Богородицы, на руках которой нет младенца. Фигура Святой Девы Марии закрыта серебряным платьем с позолотой. Лишь скрещенные руки и склоненная набок голова открыты для обозрения. Закрытие фигуры Божьей Матери состоялось в 1671 году.
Что касается того, как именно появилась икона Остробрамская, то здесь существует великое множество версий. Доподлинно известно, что икона появилась в столице Литовского княжества Вильне. Согласно одной из версий, 14 апреля 1431 года святой образ чудесным образом был обретен на Острых вратах. К слову сказать, это название также могло лечь в основу наименования иконы «Остробрамская». По другой версии, святой образ был подарен великому литовскому князю Ольгерду императором Греции Иоанном Палеологом, в честь того, что Литва приняла христианство.
Но большая часть православных специалистов сходятся на том, что Божья Матерь Остробрамская – икона восточного происхождения. Согласно православной версии, икону привез с собой из Херсонеса князь Ольгерд, который в то время совершал походы на крымских татар. По мнению историков, святой образ был военным трофеем Ольгерда, который достался ему во время похода на Корсунь. Супруга же Ольгерда решила передать икону в храм Живоначальной Троицы, который был заново выстроен в Твери. Но уже в 1431 году святой образ был обнаружен над Острыми Вратами.
Еще одна версия гласит, что Остробрамская икона Божьей Матери была написана в Кракове в 1619 году. Иконописцем был известный мастер Лукаш Поренбский. Эта теория основана на том, что Остробрамская икона достаточно сильно похожа на икону Девы Марии, расположенную в Краковском костеле. Этот образ был также написан Лукашем Поренбским. Наконец в 20-е годы прошлого века стала распространена теория о том, что икона была написана в Речи Посполитой, причем образ списывался с королевы Барбары Радзивилл, которая имела ряд сходств с изображенной Девой.