Описание иконы
За всю двух тысячелетнюю историю христианства многие иконы Божьей Матери прославились своей чудотворной силой. Икона Призри на смирение относится к числу чудотворных.
Впервые об этой иконе стало известно в 1420 году на Каменном озере неподалеку от Пскова. В то время в Псковской области, при князе Василия II Димитриевича, люди умирали от голода. Народ был в унынии и обращался за помощью к Господу Богу и Пресвятой Богородице. В 1426 году в летописях упоминается о знамении на Каменском озере. На священном образе из правого ока шла кровь «сие убо знамение прояви нахожение поганого князя Витовта и многое пролитие христианских кровей». Это знамение предшествовала трагическим событиям, которые случились в то время. В Пскове был голод от Ильина дня до самого Крещения. Весной сгорело 40 домов во время пожара. Князь Витовт пришел с татарами завоевать земли псковские. Эти знаки, которые были поданы образом, говорят о том, что Пресвятая Богородица старается предупредить народ о приближающейся опасности, и пытается уберечь его.
Икона Призри на смирение была привезена в Псков и хранилась в Троицком храме. Празднование иконы приурочено дню перенесения 16-29 сентября. В этом храме хранится множество различных икон, которые были привезены псковичами для благоустройства храма. Здесь находилась икона Чирская Божья Матерь, риза которой была украшена жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями. Так же в храме пребывали Тихвинская и Псковская Божья Матерь.
В 1609 году в храме произошел пожар, который принес огромный ущерб. В нем погибли многие иконы и другие бесценные святыни. Возможно в то самое время и был утрачен образ Божьей Матери, который отображает Призри на смирение икона, потому что в описаниях ризницы Троицкого собора в XIX веке о ней ничего не указывается. Известен лишь факт, что икона Призри на смирение находился в храме в XV веке, когда и был установлен день празднования иконы.
С иконы были написаны несколько списков. В настоящее время один из сохранившихся списков, написанных в XVIII веке, находится в Киевском Флоровском Вознесенском женском монастыре, и второй образ находится в Киевском Свято-Введенском мужском монастыре.