Описание иконы
Икона Валаамская
В 1878 году, в уединении Валаамской монастырской обители, иеромонах по имени Алипий, обладавший обширными знаниями в области искусства, создал икону Валаамской Божьей Матери. Икона Богородицы в академическом стиле предстает в полном величии, стоя на величественном золотистом облаке. С любовью и заботой, её левая рука ласково удерживает младенца Иисуса, в то время как правая нежно прикасается к Его груди.
Икона, созданная в академической манере с нотками реализма, также содержит элементы Афонской иконописи, выраженные в сдержанности и выразительности изображения. В ее нижней части Игумен Гавриил заботливо разместил фрагмент одежды Святой Девы. В центре произведения — изображение Младенца в желтом одеянии, занимающего позицию перед зрителем и благословляющего своей поднятой правой рукой, в то время как в его левой руке покоится скипетр, увенчанный крестом. Противоположно, Дева Мария предстает без обуви, одетая в хитон темно-синего цвета и мафорий насыщенного красного оттенка. Это произведение искусства привлекло внимание великого князя Николая Николаевича в 1914 году, когда он молился в царском уединении недалеко от Валаама, и оно глубоко его впечатлило. Для него была создана копия образа.
В начале XX века, когда Российская империя была занята войной, князь пожертвовал монастырю сумму в тысячу рублей. Эти средства предполагалось депонировать в банке, чтобы получаемые проценты шли на поддержание вечной лампады перед священной Валаамской иконой.
В 1917 году Валаам был под властью Финляндии, но икона продолжала находиться на своем историческом месте. Изменения произошли в 1940 году, когда Ладожское озеро и его окрестности перешли под контроль Советского Союза, и монахи, покидающие остров Валаам, опасаясь за судьбу святыни, перенесли ее в монастырь Новый Валаам. Сейчас эта валаамская святыня украшает Преображенский собор Нововалаамского монастыря, где она и находится возле левого хора.
В 1996 году произошло чудесное исцеление: греческий священнослужитель Илия получил помощь для своего сына благодаря молитвам у священного образа в Валааме, о чем сообщил архимандрит Сергий, руководитель финского Валаамского монастыря. Этот образ, воздаваемый Финляндской Православной Церковью каждый год 20 августа, вдохновил Архиепископа Павла, по благословению настоятеля, на создание духовных текстов – тропаря и кондака. При этом ему ассистировала Валентина Пеннонен, незрячая поэтесса, которая утверждала, что видела Пресвятую Богородицу своим внутренним взором.