Описание иконы
Икона «Вертоград заключенный» кисти известного иконописца Оружейной палаты второй половины XVII века Никиты Павловца была создана приблизительно в 1670 году. Это произведение иконописной живописи хранится сегодня в Государственной Третьяковской галерее и занимает особенное место в истории иконописи. «Вертоград заключенный» — уникальный шедевр, и его неповторимость заключается в особенном художественном стиле искусства иконографии, который на сегодняшний день очень мало исследован.
Образ имеет особое значение, которое переоценить невозможно. По сути, в настоящее время это единственная известная икона Божьей Матери «Вертоград заключенный», которая празднуется (по старому стилю) 14 марта в соответствии с церковным календарем. Есть вероятность, что икона неоднократно повторялась, но ни одно из ее повторений — списков — не сохранилось до наших дней. Чудотворные иконы «Вертоград заключенный» упоминаются в сочинениях Е. Поселянина, С. Моховикова и Д. Ровинского, однако ни один из авторов не приводит их описания, которые позволили бы утверждать или, по крайней мере, предполагать, что имела место определенная традиция иконописи.
Композиция иконы «Вертоград заключенный» основана на библейской Песни песней. Западноевропейская литература связывала образы сада и невесты из Песни песней с Богоматерью. На основании таких представлений появлялись латинские аллегории сада, которые встречались в XIII–XIV веках, как правило, в праздничных, связанных с почитанием Девы Марии, проповедях.
Многие литературные памятники свидетельствуют о том, насколько популярной являлась тема вертограда — огражденного сада, который связан непосредственно с понятием «сада Марии» и Богородичной символикой. Происхождение этой темы в живописи Западной Европы доселе неизвестно, но особую популярность она приобретает с начала XV века.
Вероятно, композиция иконы «Вертоград заключенный» и ее суть опираются на западноевропейские художественные образцы, однако ни один из авторов не копирует картину Страшного суда, которая тоже носит название «Вертоград заключенный». Икона Павловца — это новое и уникальное явление, аналогов которому в древнерусском художественном искусстве не существует.
На иконе «Вертоград заключенный» Богоматерь, облаченная в царственные одеяния из тяжелой парчи, украшенные золотыми цветами, стоит в саду, держа на руках Младенца. Над ее головой — корона, которую удерживают два летающих ангела. Такое «коронование» говорит о некоем заимствовании с образцов западного искусства.
Сад изображен в форме четырехугольника, его огораживает золотая балюстрада. В самом саду высажены травы и ряды цветов, преимущественно гвоздики и тюльпаны. Такие же цветы размещаются в вазах, стоящих рядом с водоемом и в углах ограды. Рай изображен художником-иконописцем в соответствии с его впечатлениями от настоящих садов той эпохи, которые принадлежали боярам или царям. Мастер стремился передать ощущение ухоженности, упорядоченности, благоустроенности райского сада, который отгорожен от «дикого» ландшафта с холмами. Примечательно, что ограда, окружающая сад, не замыкается, а ограждает его с трех сторон. С четвертой стороны функцию ограды выполняет водоем.
«Заключенный вертоград», не имея конкретного источника, изображает рай при помощи сложного аллегорического языка. Однако это произведение является не аллегорической картиной, а прежде всего великой православной иконой.