Описание иконы
Иеремия — ветхозаветный предтеча Христа.
Иеремия (в переводе с древнеиудейского «Господь возвеличит») – ветхозаветный пророк, имеющий дар предвидения и пророчества. Именно с его слов Библия (Священное писание) разделена на две книги – Ветхого и Нового завета («Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет»). Это один из четырех «главных» ветхозаветных пророков, признаваемых и Православным и Католическим каноном.
Жил Иеремия за 600 лет до рождества Христова в Иудейском царстве, дату его рождения относят к 13 году правления Иосии, царя Иудеи. Был он сыном священника Хелкии, обретавшегося в городе Анафоф, неподалеку от Иерусалима. Пророческим даром стал обладать по воле Господа, в то время он был очень молод, ему было всего 15 лет. Фактически Господь принудил его к дару пророчества, коснувшись его губ и пообещав помогать ему и защищать. Господь сказал, что согласно его пророчествам царства будут рождаться и умирать. С этого началась пророческая стезя Иеремии.
Двадцать три года Иеремия пророчествовал среди древних иудеев, обличая их отступничество от истинного Бога и предрекая им всевозможнейшие кары и несчастья. Мало это кому нравилось, и все это время он подвергался насмешкам и гонениям. Для большей наглядности грядущего Вавилонского рабства Иеремия надел на себя сначала деревянное, а затем и железное ярмо. Что только с ним не делали: топили в крепостном рве, содержали в темнице, он не переставал пророчествовать. Точно нельзя сказать сбылось ли пророчество, или такую уж вели политику властелины Иудеи, но на них, в конце концов, напали предки современных Иракцев – Вавилоняне. Вавилонский царь Навухудоноср, избив иудеев и уведя их в рабство, был очень добр к Иеремии, выпустил его на свободу и разрешил пророчествовать сколько угодно и где угодно. В конце концов, Иудейская администрация, подчиненная Вавилонянам, устроила бунт и попыталась скрыться у своего союзника – Египетского фараона. Иеремию, к тому времени успевшего написать «Плач Иеремии» (стихотворное произведение, оплакивающее разрушенный Иерусалим и долю народа Иудеи), да, к тому же, спрятавшего Ковчег Завета вместе со Скрижалями неизвестно где, вместе с остатками иудейского народа, несмотря на его пророчества об аналогичной участи египтян, взяли с собой. Жил он там в городе Тафнисе, продолжалось это 4 года. Как бы там ни было, но в Ниле за это время передохли все крокодилы, за что египтяне были чрезвычайно благодарны пророку. В конце концов, его пророчество сбылось и в Египте. После чего раздосадованные иудеи решили проблему кардинально и убили Иеремию. Народы того времени относились к пророкам с особым почитанием, а уж таких, пророчества которых сбывались, вообще считали святыми. Так что после временного народного помешательства мощи Иеремии были сохранены по всем египетским канонам, а спустя 250 лет Александр Македонский, завоевав Египет и основав собственную столицу – город Александрию, перенес их туда.
В пророчествах Иеремии было много и такого, что можно было проверить лишь столетия спустя. Он во многом предсказал появление Христа и предательство Иуды (”И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь”). Поэтому по Христианским канонам он признан как ветхозаветный предтеча Христа, во многом предопределившем его жизненный путь и крестные муки. Схожесть судьбы Иеремии и Христа усматривается христианским учением в следующем: они оба были избраны Богом еще до рождения, в чем, например, святой Кирилл Иерусалимский усматривал образ Боговоплощения и творения им своей человеческой природы, используя слово (Логос). И Иеремия, и Христос служили своему народу бескорыстно, питая к нему искреннюю любовь и сострадание. Как Иеремия плакал над уничтоженным Иерусалимом, так и Христос плакал над умершим Лазарем. Иеремия в своих пророчествах предсказывал рождения Агнца Божьего, ведомого на заклание. И Иеремия, и Христос закончили свою земную стезю преждевременно, из-за злобы и непонимания толпы. Облик Иеремии часто используется иконописцами как дополнительный образ в их творениях. А его пророческие слова использовались как основа многих философских и теологических трактатов на протяжении многих последующих столетий.